На сегодняшний день более 1 млрд человек имеют ограниченные возможности – это 15% мирового населения. В России различными группами инвалидности обладают 11 млн человек. Это огромный пласт населения, которые хотят жить, развивать и работать – в том числе, в туристическом секторе.
В рамках УТ-Форума, организованного Российским Союзом Туриндустрии и посвященному устойчивому туризму, обсудили лучшие практики привлечения уязвимых групп населения на рабочие места.
В России инвалиды почти не путешествуют и с трудом находят работу
Путешествия требуют от людей с ограниченными возможностями дополнительных усилий и, к сожалению, необходимой помощи они часто не получают: «Рынок туристических операторов, которые организуют туры для людей с ограничениями, очень маленький, – объясняет Александра Феоктистова, президент центра корпоративного волонтерства «ДаДобро». – Поисковая система Яндекс выдает лишь три компании, две из которых относятся к малому бизнесу». Все они предлагают преимущественно туры за рубеж: большинство российских регионов просто не приспособлены для нормальной жизни инвалидов.
Ситуация с рабочими местами еще хуже. Из 11 миллионов человек с инвалидностью лишь 66 тысяч официально трудоустроены. Хотя нельзя сказать, что это совсем не пытаются изменить. Так, фонд «Антон Тут Рядом», который занимается проблемами людей с аутизмом, сделал программу мастерских, в которых подопечные фонда изготавливают различную сувенирную продукцию.
Читайте также: История Globe4All: как Россия открывает для себя инклюзивный туризм
В Великобритании бездомные становятся экскурсоводами своих городов
О проекте, помогающем бездомным, рассказала Закия Мулауи Гери, основательница Invisible Cities.
Закия работала в благотворительном фонде, который использовал футбол для объединения и социальной адаптации бездомных. Девушка ездила по всему миру, помогала организовывать турниры, слушала истории людей и со временем поняла, что у каждого есть свой неповторимый опыт жизни на улице, часто сильно переплетающийся историей места вокруг.
«В 2016-м году, когда проект только запустился, я хотела просто помочь людям, – рассказывает Закия. – У нас был один гид, который начал проводить экскурсии, и на его примере стало ясно, что идея работает. В начале я наделала кучу ошибок в поиске гидов, подходя к бездомным на улице и приглашая проводить экскурсии. Такие предложения не всегда находили позитивный отклик. В итоге я стала работать с благотворительными фондами, которые помогают бездомным, и распространяла информацию о проекте через них».
В проекте задействовано 2 десятка гидов, а всего туры в Британии посетило 4000 человек
Закия создала учебный курс, который прошли первые 4 участника. Бездомным не только давали фактическую информацию о городе, но и проводили тренинги по развитию их уверенности в себе, учили публичным выступлениям и объясняли, как важны в процессе работы с людьми вежливость и чувство юмора. Многие сами придумывали темы экскурсий, вкладывая в них свою собственную историю.
Invisible Cities начали работу в Эдинбурге и сейчас разрослись до экскурсий в Глазго, Манчестере, Йорке и Кардиффе. Еще один маршрут в Уэльсе планируется открыть весной 2021-го. В проекте сейчас задействовано два десятка гидов, а всего за 2019-й год туры Invisible Cities посетило 4000 человек.
«На прошлой неделе нас упомянули в Lonely Planet как одно из лучших общественных движений последних лет, – рассказывает Закия. – Я действительно верю, что наши экскурсии всегда интересны и важны. Кроме того, мы проводим кампании по информированию населения, работаем со школами и рассказываем детям о бездомных, делимся их историями. Это разрушает стереотипы. Ведь многие бездомные получили образование, были на хороших работах, один из наших гидов, например, говорит на 7 языках. Также мы провели рекламную кампанию, которую увидели полтора миллиона человек».
Проект Invisible Cities по сути стал еще одним благотворительным фондом. Раз в месяц он устраивает пункты на улицах своих городов, куда бездомные могут прийти за стрижкой и получить одежду. Во время обучения всем слушателям тренинга выдают бесплатную еду и горячие напитки.
Групповая встреча Invisible Cities в Манчестере, 2019
Организаторы понимают, что некоторые приходят учиться только ради этого: «Мы осознаем, что гидами станут не все. Через нашу программу прошло 70 человек: кто-то теперь сотрудничает с нами, другие нашли альтернативные варианты работы, а некоторые молодые ребята даже решили продолжить учебу в колледжах. Надо понимать, что работать с такими людьми иногда очень сложно, но надо учитывать их опыт жизни. Многие из них пережили психологические и ментальные травмы. Иногда мы водим их к врачу, потому что у людей нет возможности поправить здоровье, несколько раз наши администраторы приглашали людей к себе домой помыться. Мы стали полноценными социальными работниками».
Индийская сеть отелей берет на работу людей с синдромом Дауна и аутистов
В сфере гостиничного бизнеса, где все привыкли видеть работников с определенными стандартами внешности, все еще достаточно стигм по отношению к людям с инвалидностью. Тем не менее сеть Lemon Tree Hotels Limited, владеющая 82 отелями в 50 городах, считает, что для современного бизнеса привлечение людей с ограниченными возможностями просто необходимо.
В отелях Lemon Tree Hotels работают около 450 человек с аутизмом и синдромом Дауна
«Люди с аутизмом могут проявлять чудеса креативности, – объясняет Арадхана Лал, вице-президент по развитию бренда, коммуникаций и устойчивого развития. – Они обладают наблюдательностью, которая не свойственная другим людям. Также у инвалидов очень высокий уровень производительности и эффективности. Наши исследования показывают, что остальные работники очень гордятся тем, что компания заботится и нанимает на работу людей с недостатками, это повышает уровень лояльности к бренду».
Программу привлечения уязвимых групп населения Lemon Tree Hotels начали вводить в 2007 году. К ноябрю 2020 в гостиничном сегменте компании работает около 450 человек (16% компании), к 2025 году процент хотят довести до 40-45.
Конечно, люди с ограниченными возможностями не могут выполнять все функции на равных со здоровыми людьми. В Lemon Tree Hotels относятся к этому с пониманием и готовы нанимать по 2-3 человека на одну позицию, чтобы они могли выполнять большой объем вместе.
Особое внимание уделяют руководящему составу компании: «Не все 8000 сотрудников верят в рабочий потенциал такой инклюзивной модели, но мы стараемся информировать, обучать и давать руководящие должности только тем людям, которые понимают наши цели».
Фото: Invisible Cities, Emma Boileau Photos, Lemon Tree Hotels
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы быть в курсе новостей из мира технологий и тревела.